ЯГОДЫ НАШИХ ЛЕСОВ// ХУДОЖНИК И АВТОР ТЕКСТА : НИКОЛАЙ ФОМИН.
Ягоды Нашего Русского Мира, Мир где живет Бог, русские и народы России!
Нам подарена земля бескрайняя, богатая и светлая! Одна из тем Земли Русской, ягоды наших лесов!
Костяника. Эту ягоду знает, наверно, каждый, и многим знакома легкая студенистая мякоть красных, без общего порядка слепленных боками ягодок с косточкой внутри, которая, собственно, и дала растению такое название. Дети никогда не упустят случая отправить в рот костянику, или «костянку», как ее любят называть. Собирают ее и попутно, за неимением более благородных ягод. Известны и лечебные свойства зеленой части самого растения – для заживления ран, для ухода за волосами и других целей. Мне же название «костяника» навязало образ стройной, худощавой девушки, «стерлядки», как говорят в некоторых областях. По той же причине я снабдил ее оберегами из кости. Девушка устала, задумалась о чем-то своем, усевшись на сломленный давним ветровалом ствол. Под этим стволом некогда погиб дикий бык-тур, случайно забредший из речной поймы в не совсем свойственный ему хвойный лес. Его рогатый череп давно выбелило солнце, а сквозь трещины и глазницы пробилось уже не одно поколение травы. Однако жизнь продолжается. Негромкую трескотню подняли встревоженные рыжехвостые кукши, а из прогнившей дуплистой колоды высунула любопытную мордочку куница, устремив бусины глаз на девушку. Но та предалась своим мечтам и надеждам.
Княженика. Какую из ягод сначала подносят к носу, прежде чем отправить в рот? Княженику – скромную с виду, не знакомую среднему и южному жителю ягоду. Эта северянка обладает удивительно приятным запахом и еще более чудесным вкусом. Чтобы познать его, княженике следует воздать все почести: сначала склониться, ибо, несмотря на другое свое название – северная малина, княженика растет отдельным низеньким растеньицем, часто на расстоянии от своих других соплеменников, затем сорвать само растение, потому что пальцами трудно отделить бордово-красный бисер ягоды от цветоложа, её можно только скусить. Этим и объясняется ее сложная и почти не возможная заготовка. Тем не менее, в местах ее обильного произрастания, княженику раньше собирали для приготовления удивительной по вкусу наливки. И название, и особенности этой ягоды непосредственно родили в моем воображении образ чего-то княжеского, почетного. Княжна с небольшой свитой и нянькой совершает выезд, а может, направляется в другой город. Погода ясна, облака неторопливо громоздятся над озером, а в воздухе, траве, лесу – всюду продолжается вечная игра жизни и смерти. Вот рыжая полевка тоже польстилась на княженику, но ее может высмотреть себе на обед парящий над поляной коршун. Вот один из самых ярко окрашенных наших соловьев, синегрудый самец варакушки, беспечно занялся чисткой крыла, и на него уже совершает бросок мелкий сокол-чеглок. Неизвестно, что поджидает на пути и этих людей, что таит непроглядный лес. Поэтому княжне подают знак, что пора бы и отправиться дальше.
Брусника. Брусника хороша как своим внешним видом, так и сладким, слегка пряным вкусом, а также ощущениями, испытываемыми при ее сборе – крепкие, тугие гроздья, ярким бисером усыпавшие мхи, лишайники у подножия деревьев или старые пни, блестящие и гладкие кожистые листья, которые также хороши для лесного чая. Чтобы облегчить себе сбор этой полезной, но мелкой ягоды, наши предки давно придумали особые деревянные совки-грабилки с зубчатой кромкой, в наше время замененные металлическими «усовершенствованными» сооружениями. Вопреки бытующему мнению, что, мол, такой способ вредит самим кустикам брусники, выдирает листья и веточки, прилежный и опытный сборщик, не прилагая никчемной силы, легко водя и потряхивая грабилкой, помогая накрывшей ковшик сверху свободной ладонью, без вреда для растения отделял ягоды от стебельков. Исполненный природной веры, наш предок принимал дары Природы-матери с уважением, соблюдая никем не писанные, но веками отточенные, правила, к сожалению и стыду, забываемые нынешними потомками. Образ брусники – румяная и веселая девушка. Ее задорное настроение поддерживает и пара проворных любопытных бурундуков, озабоченных набиванием своих щек. А кромки леса, старые гари и вырубки обследуются медведем на предмет наличия муравейников и бурундучьих кладовых. И конечно, набредя на брусничную куртинку, бурый великан не оставит эту вкусную ягоду без внимания.
Голубика. Бесспорно, что с введением чужой веры родная вера славян не исчезла враз, а сохранилась, благодаря своей духовной силе и прикладным природным знаниям, много веков спустя. Так и наши предки, открывая и заселяя новые земли, переносили огни этой веры на новые пространства. В данном случае действие происходит в Восточной Сибири, где обычен лиственничник-беломошник с кедровым стлаником в подлеске и обширными зарослями голубики. Ее продолговатые сизо-голубые ягоды всегда были желанным дополнением к столу, а их пригоршня скрашивала отдых присевшего возле голубичника путника. Листья голубики ввиду возрастных и прочих изменений, помимо привычного зеленого, могут иметь множество оттенков красного, желтого и бурого цветов, что создает причудливый яркий ковер, особенно в осеннем лесу. Голубику любят поедать каменные глухари, один из которых и поплатился своей неосторожностью, будучи замечен и облаян верным таежным спутником девушки – лайкой. Пока ее преданный помощник, высунув язык, весело обследует лиственничник, девушка присела отдохнуть. Конечно же, она голубоглаза и мечтательна – иным образ голубики мне просто не видится – но в нужный час глаз ее остер, а рука тверда. Самострел – оружие, для обращения с которым пригодна и девичья сила.
Ежевика. Колючий, оплетающий другие деревья, цепляющийся за одежду, царапающий, заставляющий обходить его стороной кустарник с бордовыми, темно-синими или почти черными ягодами – такова ежевика. Впервые я увидел ежевику по берегам проток в пойме верхней Оби. Соответственно, образ сформировался быстро – крепкая, ядреная чернявая девушка, наверняка бойкая на песни, разговоры и острая на словцо. Она только что искупалась в небольшой речке, поросшей ольшаником. Неторопливая вода слабо колышет стебли лютиков, стрелолиста и плавающие листья рдеста, а над ее гладью вдоль берега проносятся, пересвистываясь, неотъемлемые от любого водоема кулики-перевозчики.
Жимолость. Из наших ягод она поспевает раньше всех. И хотя дает она горьковатый привкус, ее охотно поедают ребятишки, привлеченные ее сизоватыми плодами-огоньками, а при слабом урожае других ягод в домашнюю заготовку идет и она. Особенно хорош из нее напиток, прекрасно утоляющий жажду. И сам куст жимолости выглядит бесхитростно приветливо – без колючек, с округленными гладкими листьями и ветвями, густо усыпанными ягодами, за свою форму получившими в народе не очень печатное название. Жимолость любит в основном затененные места по краям опушек. Здесь, в густой траве и кустарнике можно неожиданно наткнуться на слуку – крупного лесного кулика, давно, с подачи дворян, называемого на Руси немецким словом «вальдшнеп». Слука может иметь второй выводок как раз в период созревания жимолости. Нелетающие куличата-пуховички передвигаются самостоятельно, прячась или убегая от возможных врагов, однако некоторые из охотников утверждают, что при явной опасности самка слуки может переносить свое чадо подальше от беды по воздуху, зажав птенца между лапками. Это мгновение и запечатлено на картине. Девушка немного испугана шумным взлетом мамаши, но быстро возьмет себя в руки, и ее естественный первичный испуг быстро сменится удивлением и любопытством.
Земляника. Пожалуй, самое запоминающееся знакомство с лесными ягодами в детстве начинается с земляники. Каждый помнит жаркий воздух, наполненный стрекотанием кузнечиков и жужжанием множества летающих насекомых, залитую солнцем поляну и выглядывающие из травы огоньки этой вкуснейшей из ягод, помнит, как нанизывал на травинку земляничные «бусы» и с удовольствием поедал их, или набирал ягоды в пригоршню, а затем отправлял скопом в рот. И сама земляника видится мне разлегшейся и разнежившейся на солнце девой. За ней тайком наблюдает юноша-пастух. В траве шевелится членистоногая живность, перескакивают с травинки на травинку кузнечики, а за ними охотится молодой сизо-черный проворный соколок-кобчик. На высоком берегу, усеянном норками береговушек, высятся стены поселения, а на небе пронизывающие облака лучи высветили знак Солнца, дающего свет и тепло всем живущим.
Калина. Об этой чудесной ягоде сложено немало стихов и песен, ее огненный образ всегда будоражил взор и воображение людей. Даже сронив большие пальчатые листья, рослый куст калины долго пламенеет алыми бусинами соплодий на фоне серого предзимнего или уже покрытого снегом леса, пока их не склюют неугомонные стайки дроздов или одиночные рябчики. Здесь, на картине, осень в самом разгаре. Дубрава роняет свой пышный венец, а листва калины приобретает великое множество оттенков желтого, зеленого, красного и охристого цветов. В это время продолжается брачная пора у могучих зубров, быки ярятся друг перед другом, обдирают рогами и ломают молодые деревца. Налитая горьковатым, но хорошеющим с каждым заморозком, соком, крупная зернь ягод гнет ветви алыми ряснами, словно вознося славу огненной неугасающей красоте перед очередным замиранием Природы. Даже плоское семя калины своими очертаниями напоминает сердце, в котором и рождается любовь. Не зря в народе калина всегда была символом девичьей красоты. Потому и представился образ статной, гордой и благородной славянки в яркой богатой одежде, на верном резвом спутнике, несущем свою наездницу через осеннюю пущу.
Клюква. Эта ягода знакома каждому настолько, что одно только ее мысленное воображение вызывает кислую оскомину, не говоря уже о самом вкусе клюквы, который смягчается и становится более сладким лишь у пролежавшей под снегом до весны ягоды. Для многих народов клюква явилась одним из целебных средств, помогающим пережить зиму и все связанные с ней болезни. На некоторых славянских языках она называется журавиной, журавлиной ягодой, точно так же переводятся ее названия и с германских языков. Видимо, это связано с самим местом произрастания клюквы – болотами, облюбованными журавлями, или с ее цветками, напоминающими птичьи головы с длинными клювами. На картине уже время первых заморозков, и журавли улетели. Но на болота наведываются полакомиться ягодой тетерева и глухари, иногда оставляя на кочках свои перья. Продолжается гон у лосей, своим стоном оглашающих леса и окраины болот, вызывая на поединок достойного противника и выискивая самок. В пылу соперничества и любовного возбуждения сохатые теряют осторожность и даже становятся опасными для человека. Но мысли отправившейся по ягоду девушки заняты другим. Ее переполняют неведение и тревога, вызванные вероятными сердечными переживаниями. Лишь на короткое мгновение от них отвлекает сводящая скулы кисловатость раскушенной ягоды. А может, наоборот, она только усиливает нахлынувшие мрачные чувства. Между тем, клюква – ягода, начиненная целебной силой. Так и щеки девушки подернуты здоровым румянцем, и она сможет пережить в жизни еще многое.
Красная смородина. Это очень жизнерадостная ягода. В ясную погоду ее гроздья подобны драгоценным каменьям, а в полупрозрачной мякоти, так что видны все семена и прожилки, играет солнце, словно затаивая свое тепло в каждой из ягод. Собирать красную смородину – сплошное удовольствие. Не нужно приседать или сгибать спину. Можно стоять во весь рост и быстро наполнять висящую у пояса емкость легко отрывающимися от пропускаемой через пальцы грозди ягодами. А кругом солнце проникает сквозь раскинувшуюся листву растущих на поляне лип, воздух полон запахами трав и цветов, трещат почитатели смородины – дрозды-белобровики, с каждым взмахом вспыхивая своими рыжими подкрыльями. Девушка, олицетворяющая красную смородину – огненно-русая, с доброй широкой улыбкой.
Малина. Обильнее всего малина разрастается на гарях и вырубках, где ее и удобно собирать. Кто занимался этим, помнит и бегущие над головой облака, и ветер, колышущий розовые волны соцветий иван-чая, и коварно таящиеся в высокой траве стволы и мелкие коряги, так и норовящие подставить подножку, и зловоние обследующих малину нарядных клопов-щитников, и тенета крупных пауков, иногда падающих на руку, вызывая древний страх и омерзение, и мелкие малиновые шипы, вонзающиеся в ладони или бедра, и, конечно, извечное желание отправлять саму душистую ягоду чаще в рот, нежели в лукошко, туесок или другую емкость. А кто-то сталкивался и с самим «мохнатым ягодником» - ужасно охочим до малины медведем, который в большинстве случаев улепетывал во все пятки, напуганный не менее, чем ягодник двуногий. А в пору цветения пчёлы берут с малины хороший взяток. У славян, пожалуй, это наиболее почитаемая ягода, дающая сладость устам, а жар и силу - больному телу. Цветом ее песенно называют рассвет и закат, оттенок нарядной ткани или красоту девичьих губ. А кому не известно устойчивое выражение «малина-девка»? Яркая, броская, здоровая, желанная, ядреная красота подчеркивается сравнением с этой ягодой.
Морошка. Морошка – ягода удивительная. У нее изумительный вкус, её желтовато-оранжевый цвет развеивает всякие грустные мысли, а сама поспевшая ягода настолько нежна, что начинает уминаться в емкости для сбора под собственным весом, из-за чего, к примеру, вторая половина ведра этой северной ягоды набирается значительно медленнее, чем первая. Морошка видится мне очень веселой и озорной девушкой. Сам образ писан с моей любимой жены Ольги, поэтому я несколько осовременил покрой одежды. Над моховым болотом опускается вечер, окрашивая облака в цвета морошки. Короба наполнены, и ей с подругой остается облизать рыжий сок с пальцев, закинуть ношу за плечи и выбраться на песчаную гриву, поросшую сосняком. В корнях одной из сосен барсук вырыл нору. Вспугнутый тетерев летит вглубь болота. Всякое верховое болото – заросшее древнее озеро, и там, где тонок слой торфа или есть выход воды, таится ловушка для неосторожно ступающего гостя. Помимо топких мест, мочажин, следует остерегаться и змей, ведь гадюки любят греться на кочках, часто закрытые кустиками багульника или подбела. И неизвестно, какие древние тайны скрывает в себе сама толща болота.
Облепиха. Богатейшая по своему вкусу и целебному содержанию ягода, радующая глаз яркой желто-рыжей плотной россыпью по жестким шипастым ветвям, густо усеянным зелено-серебристыми узкими листьями, никому не дающая проходу в местах своего обильного разрастания. Вот и девушка вышла с огненными волосами и таким же отнюдь не кротким нравом – бойкая, колкая на язык, с вечно задранным кверху носиком. Тем, кому доводилось собирать облепиху, памятны болезненные уколы ее шипов и обжигающее пощипывание от попавшего в ранки сока. Потому и приходилось приспосабливаться и беречь руки при сборе. Многие используют для этого особые проволочные крючки-щипцы. На шипы колючих кустарников любит насаживать свою добычу про запас серый сорокопут – мелкая, с дрозда, но весьма воинственная птица, ловко охотящаяся на кузнечиков и даже более крупную дичь – грызунов, птиц и ящерок. А между самими зарослями облепихи часто скрываются косули, у которых в конце лета-начале осени происходит гон. Встревоженные либо присутствием человека, либо надвигающейся грозой самцы с опрятными рожками обеспокоенно издают лающие звуки и уносятся за своими подругами в другие укромные места.
Толокнянка. Многим, кому приходилось собирать бруснику, доводилось ошибаться, когда попавшие в рот ягоды вдруг оказывались безвкусными, мучнистыми, да еще с косточками. Толокнянку и вправду сначала можно спутать с брусникой. Ее ягоды никогда большой ценности не имели, хотя, наверняка, выручали в голодные годы. Главное же внимание уделялось ее листьям, имеющим лекарственное значение. Так и возник образ молодой зеленоглазой знахарки-травницы, занятой их сбором. Здесь же обследует деревья и муравейники седой дятел, направляясь своим ныряющим полетом к очередному месту. А поскольку другое название толокнянки – медвежья ягода, то внизу у ручья уместной оказалась медведица с малышами, которые, как известно, очень любят резвиться в воде.
Чёрная смородина. Черная смородина видится в совершенно противоположном своей красной сестрице образе. И места она любит более сырые, и гроздья у нее короче, и висят они на кусте долго, даже после заморозков. А каков незабываемый, особый вкус ее ягод! И кому неведом этот удивительный бодрящий дух, исходящий от ее листа, которым так любят заправлять настоящий лесной напиток! Самому образу я решил придать грустный, немного сумрачный и колдовской вид. Его подчеркивают и глухие приречные ельники, и густой туман над бобровым прудом, чьи трудолюбивые хозяева заняты запасанием ветвей на зиму, и поймавший зазевавшуюся полевку мохноногий сыч, так же олицетворяющий колдовство и мрак. И все же общую давящую неприглядность этой лесной глухомани разбавляют золото осыпающихся березовых листьев и черный жемчуг налитых ягод смородины, которая еще успеет порадовать своим вкусом лесных обитателей или человека.
Черника. Волосы цвета воронова крыла, соболиные брови и игривый, томный взгляд острых синих глаз – такой представляется черника, давно известная своим благотворным влиянием на зрение. Девушку я изобразил в накомарнике, поскольку известно, что в кустиках черники любят таиться назойливые кровососы. Но сейчас жарко, а в сосняке гуляет ветерок, отгоняя докучливых комаров, и можно откинуть сетку с лица. На ветку сосны пристроился рябчик – большой любитель черники, одинаково охотно набивающий свой зоб как самими ягодами, так и ее листьями да зелеными побегами. А пальцы и подметки девушки еще долго будут украшать багрово-фиолетовые пятна раздавленной «черницы».
https://www.liveinternet.ru/users/35359 … 367935133/